Железнодорожный

Географическая справка

Железнодорожный – это населенный пункт, который находится на расстоянии 23 километра от Москвы в восточном направлении.

Железнодорожный округ занимает территорию, общая площадь которой составляет 2408 гектаров, на которых проживает 119 тысяч человек.

Данный округ, главным населенным пунктом которого является город Железнодорожный, граничит с:

  • Люберецким районом;
  • Балашихинским районом;
  • Москвой.

Историческая справка

Современный город Железнодорожный сформировался на основе нескольких старинных поселений, у каждого из которых есть своя история.

Начнем с того, что первое упоминание о деревнях Саввино и Кучино датируется 1327 годом. Это запись в документах Ивана Калиты, известного московского князя.

Согласно документам 1573-1574 годов Кучино «что на реке Пехорке» является пустошью. В то время владельцем этих земель был дядька Ивана Грозного, Василий Иванович Старой.

Уже в 1646 году пустошь стала деревней, в которой население активно занималось хлебопашеством, а также кустарным промыслом. Например, изготовление глиняных горшков было весьма распространенным занятием, ибо берега Пехорки всегда были богаты глиной. Промышленная же разработка глины в Кучино началась во второй половине 17-го века. А в начале века девятнадцатого тут появилась фабрика, образованная братьями Даниловыми, изготавливающая красный кирпич.

Усадьба в Кучино видала разных владельцев, среди которых были Алексеевы, Рюмины и Рябушинские. Во второй половине 17 века недалеко от Кучино, на землях, владельцем которых был граф Румянцев-Задунайский, появилась деревня Сергеевка, которая была названа так в честь младшего сына графа. Но время шло и у местного населения не прижилось название Сергеевка. Так, деревня вошла в историю под другим названием — Обираловка. Эта деревня известна с давних времен. Её история берет начало с того времени, когда территории земли русской были соединены лишь только проезжими дорогами, по которым путешествовали конные повозки да обозы. Совершенно понятно, что наибольшим спросом пользовались дороги, которые вели к столице. На этих дорогах всегда было оживленное движение, а, соответственно, и оживленное разбойничье движение. Разбойники грабили проезжавших путешественников. В то время разбойниками чаще всего были крестьяне близ лежащих деревень.

Средоточеньем грабителей были Владимирская и Носовихинская дороги. Проезжие практически постоянно подвергались нападениям. Так появились истории о населенном пункте в глухих лесах, которому дали прозвище «Обираловка». На протяжении 140 лет, оно много раз менялось и модифицировалось. Об этом указано во многих официальных документах, таких как: документы Московско-Нижегородской железной дороги, справочники, метрические книги Саввинской церкви.
Уже потом деревня Обираловка вошла в состав современного города Железнодорожного, превратившись в Сергеевскую улицу.

По сути, рождение города было связано со строительством Московско-Нижегородской железной дороги и открытием железнодорожной станции. Это произошло в 1861 году. Новая станция получила свое название – Обираловка, в честь близ лежащего населенного пункта. Строительством железной дороги, что начиналась от Москвы и проходила до Нижнего, занималось частное общество Российских железных дорог. Так, в 1858 году были начаты работы. 14 июня 1861 года был открыт первый участок новой железной дороги. Это была железная дорога от Москвы и до Владимира. Второй же участок, что от Владимира до Нижнего, был открыт 2 августа 1862 года. Длина его составила 233 версты. С момента открытия второго участка начинается отсчет существования Московско-Нижегородской железной дороги.

Первые 25 лет после открытия, железная дорога служила путем перевоза кирпича в Москву и каменного угля, зерна из Москвы. С появлением железной дороги усилилась и миграция людей. Только за 1866 год со станции Обираловка уехало 9207 людей. Таким образом, станция обслуживала по 25 человек в день. На 24-м году работы станции количество пассажиров достигло показателя в 18 295 человек.

Вскоре, в 1877 году вокруг железнодорожной станции возник поселок с одноименным названием. На этих территориях, как и на многих других, строительство железной дороги стало главным фактором дальнейшего развития населенного пункта.

Кроме Обираловки в состав Железнодорожного чуть позже вошли дачные поселки Ивановский, Ольгино и Афанасьевский. Рассмотрим несколько интересных фактов из их истории.

Афанасьев купил землю у князя Голицына. Новый владелец решил проложить среди леса центральную улицу, а также несколько поперечных более мелких улочек. Таким образом, между улицами образовались участки земли, которые Афанасьев стал продавать по высоким ценам. Так в 19 веке и возник поселок Афанасьевский, который вошел в Пехорскую волость, что в Московском уезде.

Что касается Ивановского поселка, московский мещанин Иванов приобрел земли у Крестьянского общества деревни Пестово летом 1893 года. Он также начал строительство улиц в лесу. Кроме того, он вырыл пруд и уже после этого начал продажу земляных участков. Таким образом появился поселок Ивановский, что в Васильевской волости Богородицкого уезда.

Основателем третьего населенного пункта, поселка Ольгино, был фабрикант Ф.М. Миронов, который купил земли у Голицына в 1908 году. Название свой поселок получил в честь жены Миронова, Ольги Гавриловны, которая получила земли в подарок на её день рождения.

Вернемся к истории развития поселка Обираловки, который явился базисом формирования современного Железнодорожного. Итак, в 1916 году в Обираловке было приблизительно 200 домов. Тогда же началось формирование местной инфраструктуры: построили казенную винную и мелочную лавки. Затем была открыта чайная лавка В.В.Слепова, в которой было сформировано «Общество трезвости», а также небольшая библиотека. Спустя некоторое время «Общество трезвости» было закрыто, и на его место пришла лавка «Колониальных и бакалейных товаров», которая занималась продажей вин. Арефьев открыл булочную.
И.В. Северов открыл парикмахерскую. Подрядчик Максимов построил купальни на прудах, а также устроил зимний платный каток. В его честь пруд был назван Максимовским.

На Обираловской станции было почтовое отделение, на котором был только один почтарь Тразанов.

В 1916 году в Обираловке вспыхнул сильный пожар, который уничтожил несколько торговых лавок. Это стало предпосылкой для создания добровольного пожарного общества. Недалеко от Максимовского пруда был построен пожарный сарай.

Кроме того при железнодорожной станции была сформирована трехлетняя школа, в которой обучались дети железнодорожников.
Осенью 1917 года в жизнь России пришла тотальная разруха, которая, прежде всего, поразила железную дорогу и привела к тому, что паровозы стояли без топлива, а железнодорожное полотно изнашивалось без ремонта.

Когда революция осталась позади работники железной дороги в населенном пункте Обираловка одни из первых восстановили свою железную дорогу.

В 1928 году численность населения Обираловки достигла показателя в 8.000 человек.

В 1930 году были реализованы планы по электрификации местности. Началось строительство электродепо и линий электропередач. Благодаря энтузиазму местного населения электрификация участка Москва — Обираловка была окончена на три месяца раньше, чем было запланировано. Осенью 1938 года были электрифицированы и поселки Ивановский и Ольгино.

В 1934 году была построена первая нитка водопровода, длина которой составила 10 тысяч метров. 1936 год принес в поселок строительство Советской улицы, которая была вымощена булыжником. В 1937 году в Обираловке появилась первая асфальтированная пешеходная дорожка, которая пролегала от железнодорожной станции до пристанционной средней школы.

Свой статус рабочего поселка Обираловка получила 17 января 1939 года. В августе того же года согласно Указу Верховного Совета РСФСР № 35 железнодорожная станция Обираловка получила новое название. Теперь она стала станцией Железнодорожной. Сам Обираловский поселок также был переименован в Железнодорожный. Название поселка отразило основной вид занятости в данном населенном пункте.

Тогда же был организован Железнодорожный рабочий поселковый Совет Реутовского района.

В довоенное время в Железнодорожном проживали 15.000 жителей.

Трудные времена Великой Отечественной войны обозначились формированием 25-го Балашихинского Истребительного батальона, который участвовал в параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. 25-ый батальон уничтожил вражеский гарнизон недалеко от города Руза. Это было его боевое крещение.

В городе царила военная атмосфера. Кирпичный завод в Кучино начал производство мин, галантерейная фабрика специализировалась на выпуске военной одежды, а в локомотивном депо выпускались противотанковые ежи.

Строились оборонительные сооружения. Количество людей, ушедших на войну, достигло отметки в 2000, из которых более 800 человек не вернулись домой. Имена этих бойцов увековечены на мемориальной стене Памяти, которая расположена в краеведческом музее. Кроме того была заложена аллея Славы и сформирован сквер.

Символика

Герб

герб Железнодорожного

Герб муниципального образования «Город Железнодорожный» был утвержден Советом депутатов Московской области от 20 марта 2002 года.

Над созданием герба и флага работали:

  • Р. Маланичев (художник);
  • Г. Туник (обоснование символики);
  • А. Канищев (идея);
  • К. Моченов (геральдическая доработка);
  • С. Исаев (компьютерный дизайн).

Геральдическое описание герба:

«В лазоревом (синем, голубом) поле выходящее золотое сияющее солнце (без изображения лица), сопровождаемое во главе щита серебряной конской дугой с колокольчиком того же металла. Включенная червленая (красная) оконечность обременена серебряным вписанным острием, имеющим вдоль боковых сторон сужающуюся кверху и доходящую до конца острия черную внутреннюю кайму».

Флаг

флаг Железнодорожного

Флаг Железнодорожного наряду с гербом представляет собой официальный символ муниципального образования «Город Железнодорожный».

Официальное описание:

«Флаг муниципального образования «Город Железнодорожный» представляет собой синее полотнище с соотношением сторон 2:3, с красной полосой вдоль нижнего края, составляющей 1/3 полотнища, несущее в центре изображения фигур герба муниципального образования «Город Железнодорожный»».

Обоснование символики флага и герба:

Серебряное острие с двумя черными клиньями (внутренняя кайма) является символом железной дороги, которая стала основополагающим фактором формирования города Железнодорожный.

Острие (пирамида) – это символ стремления, мудрости, знания и самосовершенствования.

Черный цвет — символ благоразумия, вечности и мудрого спокойствия. Восходящее солнце отражает то, что город находится на востоке Московской области.

Солнце – это символ жизни, стойкости, возрождения и силы.

Золотистый или же желтый цвет символизирует богатство, уважение, роскошь, справедливость и великодушие.

Дуга с колокольчиком указывает на существование старинного торгового пути из Москвы в Нижний Новгород.

Серебряный или белый цвет символизирует чистоту, благородство, ясность и веру.

Лазурь является символом мышления, возвышенных устремлений, искренности и доброты.

Красный цвет — символ труда, жизненной силы, красоты, мужества и праздника.

Красная область герба указывает на принадлежность города к Московской области.

Культура и образование

  • Что касается истории духовного развития города, стоит отметить, что в городе имеется четыре православных храма. Службы проводятся в трех из них: в храме Преображения Господня, храме в честь Новомучеников Российских и храме Живоначальной Троицы.

    При церквях были открыты воскресные школы. Также работает православная гимназия им. Ионна Кронштадтского.
    Храм Преображения Готсподня является одной из главных достопримечательностей города. Построен храм был в 1623 в селе Саввино-Спасское. В 1868 году он был обновлен. Вместо деревянного здания было возведено кирпичное. 4 ноября 1873 года первая часть храма и колокольня были освящены.

    В 1905 году здание церкви было снова модифицировано, а также были возведены два придела. Постепенно новый храм был заполнен иконами, подсвечниками, богослужебными книгами, различными сосудами и древними облачениями, которые хранятся с древних времен. Сюда были перенесены семь колоколов, самый большой из которых носил название «Гром» и весил 365 пудов. Главная ценность и главное украшение этого духовного учреждения, это иконостас, который был изготовлен на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова.

  • Другим важным памятником архитектуры является усадьба в Кучино. В начале 20 века она была куплена Дмитрием Рябушинским, который интересовался строительством аэропланов. В Н.Е. Жуковский способствовал тому, что Рябушинский начал строительство лаборатории по аэродинамике. Так в 1904 году появился Аэродинамический институт. В строительство было вложено 100 тысяч рублей. Кучинский Аэродинамический институт, который стал основой для формирования Центрального аэродинамического института им. Н.Е. Жуковского, сыграл важную роль в развитии авиационной науки. В этом учреждении образования в свое время работали такие ученые, как: Н.Е. Жуковский, Б.М. Бубекин, С.А. Чаплыгин, С.С. Неждановский, А.Н. Туполев, М.М. Поморцев.
  • Немаловажным культурным фактором в городе является созданный 3 октября 1973 года оркестр Дома детского творчества. В настоящее время там занимается около 80 учащихся, среди которых как школьники, так и студенты училищ и техникумов.

    Многие выпускники оркестра продолжили обучение в известных музыкальных училищах страны. В 2003 году оркестру исполнилось 30 лет. Оркестр представляет собой культурный феномен города, ведь он не раз становился призером районных, городских и областных конкурсов самодеятельности. Оркестр участвует во всех культурных мероприятиях Железнодорожного и не только. Все это время оркестром руководит заслуженный работник культуры, Отличник народного просвещения Российской федерации и СССР, Александр Викторович Васильев.

  • Еще одним интересным фактом является существование в городе киношколы «Шаг», которая была открыта в 1996 году при Доме детского творчества. Во главе школы стоит Л.Ю. Ломоносова.

    В киностудии за время её существования обучились 200 человек. Ребята обучаются там изобразительному искусству, фотографии, съемке, а также знакомятся с операторским мастерством и работой звукорежиссера.

    Учащиеся киностудии постоянно занимают призовые места на российских и международных фестивалях.

  • Киностудия отнюдь не единственный образец учреждения культурного воспитания в городе. В 1988 году был создан ученический театр «Павлинец».

    Его основателем стал Борис Сергеевич Комолов. В настоящее время в театре имеется три группы учеников.
    Театр не только радует своими спектаклями горожан, но и выезжает с гастролями в Москву, Жуковский, Можайск, Голицыно, Пушкино, Ивантеевку. Театр славится разнообразием своего репертуара, в котором есть такие постановки, как: «Мой Октябрь», «Голый король», «Кошки», «Подонки», «Двадцать лет спустя», «Маугли», «Медведь», «Вариации о любви», «Прощание в июне» и многие другие.

  • История формирования города бережно хранится в стенах городского краеведческого музея, который может похвастаться почти 3,5 тысячами исторических документов и всевозможных экспонатов.

Социальная жизнь города

  • Стоит также упомянуть о том, что в Железнодорожном заботятся о сиротах и детях, которые оказались в трудной жизненной ситуации. В городе был открыт приют «Преображение», который дает убежище 20 ребятам на некоторое время, за которое будет решена их дальнейшая судьба. Тут подопечные получают бесплатное питание, одежду, обувь, а также специализированную помощь от психологов. Этот приют был открыт в 2001 году и по сей день он прекрасно справляется со всеми поставленными задачами. Особенностью данного учреждения является то, что специалисты разрабатывают для каждого подопечного индивидуальную программу реабилитации. Администрация города выделяет для приюта все, что необходимо для его существования: оздоровительное оборудование, образовательное оборудование и транспорт.
  • Кроме помощи сиротам, в городе не забывают и о детях с ослабленным здоровьем. В 2002 году был открыт реабилитационный центр «Горизонт», в котором работают с ребятами с ограниченными возможностями. В центре двадцать мест. В настоящее время в данном оздоровительном центре имеется различное медицинское оборудование: массажный комплекс, галокамера, сенсорная комната, аппарат «Горный воздух», а также детензор и обустроенный зал ЛФК.

    За время своего существования центр реабилитировал 319 детей, которые страдают от таких заболеваний, как бронхиальная астма, ДЦП и так далее.

Спортивная жизнь города

В Железнодорожном реализуется политика работы с молодежью основанная на развитии, в том числе, и спорта. Так, в городе имеется три стадиона (Орион, Строитель, Керамик), два бассейна (временно закрыты), а также Детско-юношеская спортивная школа.

Ежегодно проводится ряд всевозможных спортивных соревнований, таких как: всероссийский детско-юношеский турнир по боксу памяти А. Крестьянинова, чемпионат по киокушинкай каратэ-до, турниры города по бадминтону, мини-футболу, стритболу, хоккею, первенство Московской области по волейболу, футболу и так далее.

Спортивная детско-юношеская школа была открыта в 1966 году. Сейчас в ней занимается 1100 учащихся. Дети могут выбирать из двенадцати видов спорта: волейбол, бокс, кикбоксинг, баскетбол, легкая атлетика, футбол, бадминтон, акробатика, таэквон-до, шахматы, лыжи, вольная борьба. В школе работают 38 профессиональных тренеров.

Экономика, строительство и промышленность

Железнодорожный представляет собой динамично развивающийся город с современной развитой инфраструктурой. Последние годы принесли значительный скачок в экономической сфере. В соответствии с Законом Московской области «О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области» Совет депутатов Железнодорожного утвердил Концепцию социально-экономического развития. Эта концепция отражает такие важные вопросы градостроения, производства, а также развития культуры, образования и решения социальных задач. Достижением стало то, что в 2006 году расходная часть городского бюджета превысила один миллиард рублей, а индекс физического объема производства продукции в 2005 году в сравнении с 2004 годом составил 118 %, фонд оплаты труда возрос на 138 %, объем платных услуг населению — 110%,объем розничной торговли — 132%.

Постепенно выполняется программа обновления и совершенствования старинных предприятий, развиваются новые технологии, выпускаются новые виды продукции.

В городе работают такие предприятия, как «АВА-хлеб», «Минеральная вата», «Кучинский керамико-плиточный завод», «КОФ Палитра» и др. Всего в Железнодорожном насчитывается 113 предприятий, из которых 13 крупных. На территории города имеется 5 рынком, 18 учреждений общественного питания, пять банков.

Город не стоит на месте, и постоянное обновление способствует притоку не только рабочей силы, но и экономических вложений.

Форум Железнодорожный

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      8-905-544-87-22

Skype   aleksei52535

ICQ       525-111