Рекомендации по переформатированию общественных палат/общественных советов муниципальных образований московской области

Рекомендации по переформатированию общественных палат/общественных советов муниципальных образований московской области

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно проекту Федерального закона « Об общественном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон) «для целей настоящих рекомендаций используются следующие основные термины и понятия [1]:
1) общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным интересам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных объектов общественного контроля;
2) субъекты общественного контроля – Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты/общественные советы муниципальных образований, общественные советы федеральных, региональных органов исполнительной власти, общественные наблюдательные комиссии, руководящие органы саморегулируемых некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, а также граждане, некоммерческие негосударственные организации и инициативные группы;

Общественный контроль осуществляется в целях защиты и обеспечения общественных интересов.

Из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию (12.12.2013) и его выступления на конференции ОНФ «Форум действий» (06.12.2013)функция общественного контроля определена одной из основных функций общественных палат/общественных советов.

Согласно вышеуказанному Закону, «общественные палаты/общественные советы являются органами представительства интересов гражданского общества и действуют независимо от органов государственной власти или органов местного самоуправления» [2].

«Nemo judex in propria causa» («Никто не судья в собственном деле»)

Общественная палата/общественный совет муниципального образования – орган общественного контроля, наделенный согласно нормативному правовому акту муниципального образования полномочиями по обеспечению взаимодействия граждан и их объединений с органами местного самоуправления в целях учета общественных интересов при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих органов»[3].

II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ/ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Для повышения эффективности выполнения функций общественного контроля за деятельностью исполнительной власти общественные палаты/общественные советы необходимо переформатировать.

Это должно обеспечить повышение их статуса, независимости и открытости.

Начало процедуры переформатирования муниципальных общественных палат/общественных советов объявляется Высшим советом при Губернаторе Московской области по согласованию с Общественной палатой Московской области. Процедуру предлагается начать с 15 января 2014 года.

Переформатирование общественных палат/общественных советов муниципальных образований осуществляется Общественной палатой Московской области при участии Московского регионального отделения ОНФ и Московского областного объединения организаций профсоюзов.

Согласно вышеуказанному Закону, «профсоюзы и их ассоциации являются субъектами общественного контроля, представляющими собой добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами» [4].

В ходе переформатирования изменяются порядок формирования и формат работы общественных палат/общественных советов.

Формирование общественных палат/общественных советов предлагается в три этапа.
Первый этап – выдвижение кандидатов в члены общественных палат/общественных советов.
Второй этап – обсуждение выдвинутых кандидатов в члены общественных палат/общественных советов.
Третий этап – отбор и утверждение членов общественных палат/общественных советов.

Первый этап.
Выдвижение кандидатов в общественные палаты/общественные советы.
Выдвижение кандидатов в общественные палаты/общественные советы производится:
— от общественных и иных некоммерческих объединений;
— от инициативных групп;
— в порядке самовыдвижения.

ВАЖНО: Выдвигаться могут люди, постоянно проживающие на территории муниципального образования.

Для всех выдвигаемых кандидатов установлены следующие ограничения:
— возраст от 18 лет и старше;
— отсутствие неснятой или непогашенной судимости;
— не может быть депутатом или муниципальным служащим;
— член политической партии приостанавливает свою деятельность в партии на срок полномочий общественной палаты.

Итог первого этапа: от каждого муниципального образования Общественная палата Московской области получает список выдвинутых кандидатов в члены общественной палаты/общественного совета.
Продолжительность первого этапа: с 1 по 28 февраля 2014 года.

Второй этап.
Обсуждение списка выдвинутых кандидатов в члены общественных палат/общественных советов
Процедура обсуждения должна быть максимально открытой.

При обсуждении выдвинутых кандидатов применяются механизмы:
— интернет-голосования;
— через СМИ путем публикации в местных газетах списков кандидатов и купонов для голосования. Купоны для голосования отправляются в общественные палаты;
— на общих собраниях трудовых коллективов, профессиональных объединений, органов территориального общественного самоуправления, заседаниях Советов депутатов всех уровней.

Результаты обсуждения направляются в Общественную палату Московской области и публикуются в СМИ.

По итогам публичного обсуждения Общественная палата Московской области с участием Московского регионального отделения ОНФ и Московского областного объединения организаций профсоюзов составляет списки-рейтинги кандидатов во все муниципальные палаты.

Итогом второго этапа являются списки–рейтинги кандидатов в палаты, которые направляются в Общественную палату Московской области, представляются Губернатору Московской области, в Советы депутатов муниципальных образований.
Продолжительность второго этапа – с 1 по 31 марта 2014 года.

Третий этап.
Отбор и утверждение членов общественных палат/общественных советов муниципальных образований

Механизм отбора и утверждения членов общественных палат/общественных советов:
— треть от состава палаты утверждает Губернатор Московской области (после проведения консультаций с Московским региональным отделением ОНФ и Московским областным объединением организаций профсоюзов);
— треть от состава палаты утверждает Совет депутатов муниципального образования (после проведения консультаций с главой муниципального образования);
— треть от состава палаты утверждает Общественная палата Московской области.

ПРИМЕЧАНИЕ 2: В процессе отбора и утверждения кандидатов проводится их проверка на соответствие требованиям, изложенным на странице 3.

Итогом третьего этапа являются списки членов общественных палат/общественных советов муниципальных образований, закрепленные протоколом Общественной палаты Московской области.

Численность общественных палат/общественных советов муниципаль-ных образований предлагается:
21 человек – для муниципальных образований с численностью населения до 50 тыс. человек;
30 человек — для муниципальных образований с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек;
45 человек — для муниципальных образований с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

Списки публикуются на сайте Общественной палаты Московской области.
Продолжительность процесса отбора и утверждения членов общественных палат – с 1 по 30 апреля 2014 года.

III. ФОРМАТ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ/ОБЩЕСТ-ВЕННЫХ СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Основными формами общественного контроля являются: общественный мониторинг; общественная экспертиза; общественное слушание; общественное обсуждение; общественная проверка; общественное расследование; публичный отчет руководителей федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов муниципального управления [5].

После завершения процесса формирования общественных палат/общественных советов избирается председатель палаты/совета и разрабатывается план работы на год с учетом ежеквартального заслушивания главы муниципального образования.

Для повышения эффективности работы общественных палат/общественных советов предлагается:

1. Создать при Губернаторе Московской области Совет общественных палат/общественных советов Московской области.
Его заседания проводить с периодичностью:
— один раз в квартал – встречи с Губернатором Московской области;
— один раз в полгода – совместные расширенные заседания Совета общественных палат/общественных советов Московской области с привлечением актива муниципальных общественных палат, руководства центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и представителей органов МСУ.

2. Регулярно (не реже одного раза в квартал) Общественная палата Московской области будет публиковать рейтинги муниципальных общественных палат/общественных советов, в которых будут учитываться:
— количество мероприятий, проведенных общественными палатами/общественными советами;
— количество жителей муниципального образования, принявших участие в этих мероприятиях;
— количество публикаций в печатных СМИ и выступлений на телевидении и радио;
— количество обращений жителей в муниципальные палаты. Результаты работы с обращениями;
— активность палаты в интернете (наличие и активность сайта, участие членов палат в блогах);
— количество социальных проектов, курируемых членами палаты.

Ссылки:
1- из статьи 4 проекта Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации»;
2, 3- из статьи 15 проекта Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации»;
4- из статьи 18 проекта Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации»;
5- из статьи 10 проекта Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации»;

Общественная палата Московской области, Главное управление социальных коммуникаций Московской области

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 638 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      8-905-544-87-22

Skype   aleksei52535

ICQ       525-111