Прогулки по улицам прошлого

Родоначальник династии Никита Иванович Перов очень рано остался без родителей. Поэтому всю свою судьбу он выстроил и определил сам. И в первую очередь сам определил себя в сельскую школу, которая находилась в нескольких километрах от дома. Потом были долгие годы: 20 лет солдатской службы, по окончании которой в 1897 году он пришел на Московско-Казанскую железную дорогу и был принят сцепщиком. После этого он работал сигналистом блок-поста, и в 1906 году был назначен на блок-пост в районе платформы Прозоровская (Кратово). Поселка железнодорожников тогда еще не было, и жители железнодорожных домов (будок), расположенных вдоль линии, по сути являлись первыми постоянными жителями поселка.

Железной дороге посвятили свою жизнь и двое его сыновей — Александр и Иван. Иван Никитич Перов участвовал в электрификации участка Москва-Раменское, работая в электродепо Панки, а затем долгие годы работал в Перово на локомотиворемонтном заводе приемщиком.

 Александр Никитич ПеровАлександр Никитич Перов

Александр Никитич Перов, с отличием окончив Московский железнодорожный техникум, отслужил в армии, затем, работая помошником машиниста, окончил Московский электромеханический институт инженеров транспорта (МЭМИИТ). В пору учебы в техникуме Александр подружился с Митей Скворцовым, а потом и с его братом Валерием, стал часто бывать в доме Скворцовых. Не удивительно, что он обратил внимание на сестру своих друзей — красавицу Галю. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились. Галина во всем помогала своему мужу: делала чертежи и научные расчеты, вычитывала гранки его книг. Книги А.Н.Перова по устройству и ремонту автоматических тормозов выдержали не одно переиздание.

Александр Никитич Перов работал в конструкторском бюро Московского тормозного завода, занимаясь расчетами первых советских тормозов, читал лекции в МЭМИИТе, затем был приглашен на должность ведущего специалиста в Народный комиссариат путей сообщения, преобразованный затем в МПС. За доблестный труд он одним из первых был награжден знаком «Почетный железнодорожник», орденами Ленина и «Знак почета» и другими наградами.

Так объединились две династии кратовских железнодорожников — Перовых и Скворцовых. Дети Александра Никитича Перова и Галины Дмитриевны Скворцовой не подвели своих родителей. Сын Александр серьезно занимался спортом и был чемпионом г.Жуковского в одном их видов легкой атлетики, работал в ЦАГИ. Дочь Наталия унаследовала от обеих семей любовь, преданность и верность профессии.

 Наталья Александровна ПероваНаталья Александровна Перова

Окончив с медалью школу, она поступила в МИИТ, а получив диплом, пришла работать во ВНИИЖТ РФ, где трудится по сей день в должности старшего научного сотрудника. На ее счету масса научных разработок и исследований.

Что ж, пора подвести итог, правда, не окончательный, а промежуточный. Общий стаж работы этих семей на Московской железной дороге — более 650-ти лет. Список профессий поражает и количеством, и разнообразием: телеграфистка, движенцы, ревизор, билетный кассир, машинисты, бухгалтеры, повар, воспитатель детского сада, инженеры, сигналист блок-поста, приемщик локомотивов, слесарь, научный сотрудник, начальник станции и даже выборщик Государственной Думы. Что-то будет дальше? Пожелаем всем членам этой огромной семьи процветания и неугасающей любви к профессии, преданности железнодорожному делу.

Ну а мы с вами, дорогие читатели, продолжаем наши прогулки по улицам поселка Кратово…

«…Когда деревья были большими…» Воспоминания о прошлом поселка Кратово

«В детстве поселок казался большим, — рассказывает коренная жительница Кратово Анна Павловна Захарова (Скворцова).

— Может быть, потому, что тогда дома были в основном одноэтажными, а участки, огороженные низенькими штакетниками, просматривались насквозь. Идешь по улице и смотришь вокруг: возле одного дома растут цветы, а возле другого разбит огородик с огуречными грядками — взгляду просторно.

Во времена моего детства еще живы были патриархальные традиции в семейном укладе жителей поселка. Одна из них мне хорошо запомнилась. Поскольку железнодорожники получали приличную зарплату, то их жены обычно не работали и полностью посвящали себя семье и ведению хозяйства. А по вечерам ждали своих мужей, коротая время за разговорами.
Так, и жены моих дядьев, бывало, сидели все вместе возле дома Скворцовых на длинной лавке с изогнутой спинкой, и чинно беседовали в ожидании мужей с работы.

В молодости мы любили гулять по насыпи железной дороги. Вдоль линий росли тополя, которые каждую весну аккуратно обстригались, а летом на них появлялись красивые шапочки крон. Чтобы полюбоваться праздничным салютом, мы поднимались на пешеходный мост возле платформы Кратово. Он стоял примерно там, где сейчас находится здание парикмахерской на площади у ж/д перехода. Мост просуществовал вплоть до 80-х годов, а потом его сломали.

На каждой платформе в зале ожидания обязательно располагался маленький буфетик. На пл.Кратово и на пл.42-й км — казалось бы, в таком тихом, безлюдном месте — тоже были буфеты. Хорошо помню: большие двери, открывающиеся в обе стороны, а сверху надпись «Буфет», внутри можно было согреться от непогоды в ожидании поезда, купить бутерброды, чай… Где-то в середине 60-х, когда стали перестраивать деревянные платформы, эти буфеты навсегда ушли в историю, а вместо них на платформах появились красные кирпичные павильоны — «стекляшки».

Актуальный сегодня вопрос неполадок с уличным освещением в то время решался в Кратово совсем иначе, чем сегодня. Дело в том, что от каждой улицы назначался свой ответственный, который утром отключал, а вечером включал фонари, следил за исправностью освещения и вовремя сообщали о неполадках в Поселковый совет для их устранения.

Перед праздниками 7 ноября и 1 мая жители выходили на субботники и убирали территории возле своих участков. Вообще, поселок выглядел очень опрятно, за чистотой строго следили. Хорошо помню лужайки, словно зеленым ковром разостланные вдоль улицы Центральной. Старшие могли и пальцем пригрозить заигравшейся ребятне: вы тут не бегайте, не вытаптывайте траву! Жители пытались как-то сберечь всю эту красоту.

В конце 80-х — начале 90-х, когда в Кратово стали строить большие коттеджи и отгораживаться от внешнего мира высокими глухими заборами, внешний облик поселка начал быстро меняться. И теперь многое из того, что нам было дорого – простор и спокойная размеренность старого уклада жизни — остались в прошлом навсегда».

Прогулки по улицам прошлого

В начале 1935 года неподалеку от ж/д станции Отдых началось строительство Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и поселка для его рабочих и инженеров. В 1938 году новому поселку было присвоено имя донбасского шахтера Алексея Стаханова. Чуть позднее, в 1941 году, рядом с Кратово началось строительство Летно-исследовательского института (ЛИИ). Кратовчане были одними из первых, кто пошел работать в ЛИИ.

Рассказывает коренная жительница Кратово Анна Павловна Захарова: «Многие жители залинейной части поселка, со стороны Жуковского, работали в то время в ЛИИ и ЦАГИ. Например моя мама, в 1944 году еще совсем юная, вчерашняя школьница, пришла работать в Летно-исследовательский институт, чтобы в голодное военное время иметь хоть какой-то паек. Она вспоминала, как тяжело жилось, только и спасались тем, что выращивали в саду: варили пустой суп из яблок и гнилой картошки, что-бы как-то прожить. Да и после войны жилось не легче… В 1947-1948 гг. выдались очень суровые зимы.

Прогулки по улицам прошлогоКогда отменили карточки, первое, что мы сделали, — рассказывала мама, — побежали в ЖКО (так в народе назывался магазин, расположенный в подвальчике одного из домов около нынешней пл. Громова в Жуковском. — Примеч. А.П. Захаровой) и купили хлеба! По два батона!»

Но постепенно послевоенная жизнь налаживалась, входя в свое мирное русло. Снабжение продуктами возобновилось.
Старожилы поселка вспоминают, что возле пл. Кратово, как и сегодня, было торговое место — несколько маленьких деревянных магазинчиков, закусочная и овощные палатки. Однако отовариваться знающие люди старались в магазине железнодорожного ОРСа (отдел рабочего снабжения), который находился в красно-кирпичном здании недостроенной церкви бывшего Города-сада. Сегодня это церковная лавка при храме Иконы Божией Матери «Державная» на ул. Нижегородской.
Магазин этот принадлежал железнодорожному ведомству, которое тщательно следило за качеством продуктов. Поэтому «Железнодорожный», как его называли местные жители, пользовался заслуженной популярностью. Много лет он носил №11, а потом №22.

Прогулки по улицам прошлогоВ советские времена всеобщего дефицита товаров и пустых полок в магазинах в нем можно было купить самые разные продукты, которые поставлялись из железнодорожного ОРС-кого, так называемого «Степановского» хранилища, расположенного на пл. 47-й км.

До войны одним из центров культуры в Кратово являлся Клуб им. Парижской коммуны. Располагался он в деревянном здании где-то в районе Горельников ( в наше время это территория г. Жуковского на границе с Кратово). В клубе действовали: самодеятельный театр, в котором ставили классические пьесы Островского и Чехова, библиотека и детские кружки. По вечерам здесь показывали кино, растянув на стене вместо экрана белую простыню.

После войны старый клуб перепрофилировали в мастерскую по пошиву телогреек. А его место в культурной жизни поселка занял концертный зал санатория в больничном комплексе бывшего Города-сада.

Сегодня это ДК «Стрела» и театр (он же кинотеатр) с одноименным названием, расположенные рядом с пл. Громова в г. Жуковском. Во время войны в санаторных корпусах находился военный госпиталь, а после больничный комплекс и санаторий перешли в ведение ЛИИ. Концертный зал был переустроен в кинотеатр и здесь же расположились детские кружки, библиотека и народный театр. Вплоть до 80-х годов деятельность кинотеатра была поставлена на широкую ногу. В нем устраивались творческие вечера, проходили показы самых новых кино-картин и встречи со знаменитыми деятелями киноискусства.

В 50-е годы возле кинотеатра открылся каток, который быстро завоевал популярность у молодежи со всей округи и стал любимым местом проведения зимнего досуга. Этот каток действует и сегодня. Еще одним популярным местом отдыха кратовчан и гостей поселка вплоть до 80-х годов прошлого века была так называемая «культбаза».

Располагалась она на берегу Кратовского озера в лесном массиве, протянувшемся слева от железного моста и до пляжа возле депо Детской железной дороги. До 60-х годов она принадлежала Московской железной дороге. Летом на открытой эстраде культбазы часто выступали самодеятельные и профессиональные коллективы железнодорожников, на танцплощадке устраивались праздники. Здесь, на берегу озера, любили проводить летние дни не только местные жители, по выходным сюда съезжались отдыхающие и из Москвы, и из ближайших городов — Раменского, Жуковского и Люберец.

Прогулки по улицам прошлогоПримерно с 60-х годов эту территорию стали осваивать предприятия г.Жуковского. В то время город активно строился и расширялся, постепенно наступая на земли Кратово.

На средства авиапрома в культбазе проводилось благоустройство: построили летний кинотеатр, детскую площадку, проложили дорожки, следили за чистотой. Так продолжалось вплоть до 80-х годов, пока не прекратились территориальные споры и между Жуковским и Кратово не были установлены четкие границы. С этого момента все финансирование прекратилось. Вскоре культбаза пришла в запустение, а летняя эстрада сгорела.

И только с конца 90-х годов администрация поселка с большими усилиями снова начала приводить в порядок берега озера, в том числе и территорию культбазы: зону отдыха обнесли забором, проложили беговую дорожку, построили детские площадки.

Железная дорога — она и стала причиной образования поселка Кратово, который первоначально назывался Прозоровский. И, наверное, не случайно, что именно здесь проживают герои нашего повествования — представители династий железнодорожников – Скворцовых и Перовых.

История поселка тесно переплелась с судьбой этих семейств. Поэтому мы обратились к Анне Павловне Скворцовой (в замужестве Захаровой), коренной жительнице Кратово, знатоку истории поселка и семейному летописцу, с просьбой рассказать о том, как жили здесь люди со времен Города-сада и до сегодняшнего времени.

Но для начала обратимся к истории семей Скворцовых и Перовых.

Родоначальники династии Скворцовых служили на железной дороге: Вера Васильевна — телеграфисткой, а Николай Дмитриевич – в дорожной службе. Вероятно, именно от них преданность железной дороге передалась их детям, и в первую очередь — старшему из сыновей Дмитрию Николаевичу. На двери «родового гнезда», что на ул.Фаустовской, до недавних пор сверкала медная табличка «Д.Н.Скворцов».

Он поселился здесь в числе первых жителей Города-сада. Был лично знаком с Н.К. фон Мекком. В семье хранится предание об одном курьезном случае. Председатель правления Общества Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк прибыл с инспекционной проверкой на станцию Перово, где дежурным был Дмитрий Николаевич Скворцов. Проверка прошла весьма успешно, и поезд с комиссией уже готов был отправиться со станции. Но лишь он тронулся, как вдруг резко затормозил. Грозный фон Мекк вышел на перрон и потребовал объяснений. Ситуация разъяснилась очень скоро: Дмитрий Николаевич, желая поезду счастливой дороги, по обыкновению перекрестил состав, сняв при этом форменную фуражку с красным околышем, а бдительный машинист каким-то чудом сумел углядеть мелькнувший красный цвет и мгновенно застопорил движение. Фон Мекк остался очень доволен действиями и первого, и второго: Дмитрию Николаевичу он вручил серебряные часы с цепочкой, а машинист получил денежную премию.

Круг интересов Дмитрия Николаевича Скворцова не ограничивался железной дорогой. Он любил живопись, музыку и поэзию, растил сад, привозя саженцы отовсюду, где ему приходилось бывать по долгу службы (именно из его сада разбрелась по всему поселку Кратово персидская сирень). Вместе с другими первыми поселенцами Города-сада он расширял русло речки Хрипанки, создавая кратовский пруд, участвовал в постройке плотины и моста, венчавшего эту плотину.

Был знаком с Иваном Буниным и нередко ходил с ним на охоту. Был близко знаком с революционером Алексеем Ухтомским и, бывало, с риском для собственной семьи, скрывал его в своем доме от царской охранки. Именно его земляки-железнодорожники избрали в свое время выборщиком в депутаты Государственной Думы.

Рассказывает Анна Павловна Скворцова: «Приехав в поселок Прозоровский, Дмитрий Николаевич занял должность смотрителя зданий Города-сада. Он был хорошим организатором, умело руководил рабочими. За какое бы дело ни брались в поселке: земельные работы, ремонт или сооружение зданий – за помощью обращались именно к нему.

Необходимо отметить, что руководство Московско-Казанской железной дороги в дореволюционное время о своих рабочих проявляло большую заботу: к празднику или в нужде всегда можно было рассчитывать на помощь деньгами, продуктами.
Когда семейство Скворцовых приехало в поселок — строящийся Город-сад, им сразу же был выделен дом на всю семью, даже с помещениями для прислуги. Фаустовская улица, где поселились Скворцовы, была одна из первых застроена домами для железнодорожного руководства и служащих с семьями. Все дома были выстроены в едином архитектурном стиле, однако каждое строение имело свой неповторимый облик. В наше время на Фаустовской улице еще можно увидеть эти дома — с высокими окнами, колоннами, ломаной крышей.

Улицы Симбирская и Нижегородская в основном были застроены домами для рабочих. До недавнего времени эти дома являлись ведомственными и в них селились преимущественно железнодорожники.

Прогулки по улицам прошлого

Мы продолжаем наше повествование о Герое Советского Союза В.А.Молодцове.Владимир Александрович Молодцов родился в 1911 году в с.Сасово (Рязанская обл.) в семье Александра Георгиевича и Марии Леонтьевны Молодцовых. Его отец работал на железной дороге. В 1922 году семья Молодцовых переезжает в железнодорожный пос. Прозоровский (Кратово). Володя Молодцов идет учиться в школу №9 (ныне Кратовская школа №98), и одним из первых вступает в пионерский отряд. Обладая характером лидера, Володя очень скоро заслужил уважение у поселковых мальчишек. Он всегда стремился объединить, сплотить всех на какое-либо дело: то ли это походы в соседний лес за грибами или простая рыбалка на речке Хрипанке и на пруду.

Прогулки по улицам прошлогоВообще, когда читаешь воспоминания о детстве и юности Молодцова, в воображении сразу возникает образ главного героя гайдаровской повести «Тимур и его команда». Про таких людей говорят — цельная личность. За что бы ни принимался Володя, он доводил свое дело до конца. «Однажды, — пишет в своих воспоминаниях о сыне А.Г.Молодцов, — из похода он принес очень хилую молоденькую березку, посадил ее на усадьбе около изгороди, старательно ухаживал за ней, и березка принялась и выросла в могучее дерево, стала украшением улицы…»

Лето 1923 года выдалось на редкость засушливым и жарким. Прозоровкий — поселок, раскинувшийся в хвойном лесу рядом с железной дорогой, — мимо станции, рассыпая искры, проносятся поезда, по придорожной насыпи стелется дым. Далеко в лесу слышны паровозные гудки. Тем летом особенно часто от летящих от паровозов искр вспыхивала трава, грозя спалить прозоровские дома и лес. В то время на весь поселок был всего один пожарник, который имел одну лошадку да бочку для воды, и конечно, ему не под силу было бороться с частыми пожарами. И вот ребята под командованием Володи организовали пожарную бригаду. По звуку пожарного колокола они хватали лопаты и стремглав летели к месту возгорания, которое находили по поднявшемуся дыму.

Лопатами они прокапывали межу, чтобы остановить движение огня. Вскоре юные защитники поселка решили создать пожарную дружину. В свободное время пионер Володя Молодцов много читает, учится играть на популярной в то время мандолине, а заодно и на гитаре, и на балалайке. Делает робкие наброски простеньких пейзажей карандашом и маслом. Рисованием он увлекся после посещения Третьяковской галереи. Особенно полюбил картины Шишкина, которые стал очень старательно копировать. Как и большинство мальчишек, Володя интересовался и техникой. В одном журнале ему как-то раз попалась схема детекторного радиоприемника, и он, конечно же, занялся его сооружением. Приемник получился удачным, и на радость семье и друзьям, дома теперь можно было слушать новости.

Прогулки по улицам прошлогоУ Володи, старшего сына в семье, было много обязанностей по дому: и огород на нем, и заготовка дров на зиму. Он во всем помогает отцу и матери, присматривает за младшими братьями и сестрами — Валентиной, Николаем и Ириной. Особенно он любил свою маленькую сестренку Ирочку, она была младше его на 9 лет.

В 1926 году Владимир Молодцов вступает в комсомол. Надо сказать, что организаторские способности Владимиру очень помогали во всех его замыслах и начинаниях. Молодцов любил спорт, и сумел увлечь им и местных ребят. Но для спортивных игр нужна специальная площадка, а в поселке пока ничего подобного не было! И вот, общими усилиями и под руководством, конечно же, Володи Молодцова ребята расчищают поле для стадиона, обносят его забором, материал для которого раздобыли у начальника пункта собак-ищеек. Сооружают беговые дорожки, футбольное поле, площадки для городков и баскетбола. Так в поселке Прозоровском возле клуба «имени Парижской Коммуны» появился, как бы сказали сегодня, спортивный комплекс.

Володя успевает принимать участие и в общественной жизни. При клубе создает стенную газету, и сам становится ее редактором и корреспондентом. В газете он помещает материалы на самые злободневные темы: критикует работу продовольственного магазина и руководства поселка, отдельные неблаговидные поступки молодежи, сообщает местные новости.

В 1929 году Владимир Молодцов оканчивает с отличием десятилетку и идет работать на производство помощником слесаря в организацию «Тепло и сила». Одновременно он посещает механические холодильные курсы, успешно оканчивает их и поступает работать на фабрику-кухню №1 машинистом по уходу за компрессорными холодильными установками.

В 1930 году Молодцов едет добровольцем в Подмосковный угольный бассейн. Работает сначала грузчиком, потом откатчиком вагонеток, потом забойщиком. В это время он много пишет, сочиняет стихи, ведет дневник, посылает письма домой.

Семейная жизнь его сложилась удачно. В семье Владимира Александровича и Антонины Ильиничны Молодцовых родилось трое детей.

Прогулки по улицам прошлого«Он очень любил маму – рассказывает Людмила Владимировна Замеровская, дочь Владимира Александровича, — во время длительных командировок он, бывало, по 2-3 письма в день посылал домой. Я смутно помню папу: когда он ушел на фронт, мне было слишком мало лет, но несколько ярких эпизодов связанных с ним, остались в моей памяти навсегда. И прежде всего это радостные моменты общения с папой».

Она рассказала, как отец играл с детьми в прятки, как приходя поздно вечером домой после работы, не мог не подойти к кроватке дочки, а она всегда ждала его и тут же просыпалась.

По воспоминаниям соседей, он был человеком общительным и веселым, любил петь. По выходным из окон дома Молодцовых слышна была музыка Утесова. Особенно ему нравились бодрые, патриотические советские марши. В 1933 году Молодцов поступает на рабфак Бауманского высшего технического училища, а в 1934 году отборочной комиссией направляется на работу в органы НКВД. В 1937 году Молодцов с семьей переезжает в Москву. В июле 1941 года по особому распоряжению, Владимира Молодцова под именем Павла Владимировича Бадаева (для псевдонима он берет девичью фамилию своей жены) направляют в тыл врага для ведения разведовательно-диверсионной работы. Так постепенно жизнь привела его к той задаче, назначенной ему судьбой, героической и легендарной. Только год оставался до гибели, но за этот год он успел сделать очень много.

В семи городах есть улицы, названные в честь Героя Советского Союза В.Молодцова — Бадаева. Есть они и в Одессе, и в Кратово. В Кратовской школе №98 чтут его память, бережно храня все, что связано с именем героя. А вот узнать о подвиге земляка кратовским школьникам помог случай.

Так об этом событии писал в своих воспоминаниях директор школы В.В.Недачин: «Однажды ученики встретились с группой старых большевиков, отдыхавших в местном санатории. Только что закончилась читательская конференция, на которой обсуждалась повесть Л.Кассиля и М.Поляновского «Улица младшего сына» о юном пионере-герое Володе Дубинине. Секретарь поселковой партийной организации Сергей Максимович Бородулин сказал ребятам: «Школа, в которой вы учитесь, тоже имела замечательного ученика – Володю Молодцова, погибшего во время Великой Отечественной войны в одесском подполье. В романе В. Катаева «За власть Советов» он выведен под именем Дружинина…»

На следующий день школьники раздобыли несколько экземпляров книги. Им захотелось узнать как можно больше о жизни героя. В то время в школе преподавали учительницы, отлично помнившие маленького Володю, в поселке жил его отец Александр Георгиевич, а в музее обороны Одессы хранилось много ценных материалов о боевых подвигах подпольного — соединения, которым командовал Молодцов. Все шли навстречу школьникам – делились воспоминаниями, а из Одессы работники музея прислали книги, документы, фотографии». Так началась история музея, который существует и поныне.

А теперь обратимся к истории самой Кратовской школы №98. 24 сентября 1916 года Управлением Московско-Казанской железной дороги издается Приказ №150 об открытии в поселке Прозоровском одноклассного училища для детей железнодорожников на средства СУБС (отдел улучшения быта служащих). Первые два года школа находилась на ул. Шихранке (ныне Пушкинская), и в ней обучались дети начальных классов. Учащиеся 11-12 лет ездили в Быковскую и Раменскую школы.
Первым заведующим школы был Г.Н. Малинин, первой учительницей — Дарья Ивановна Костылева, жена одного из строителей Города-сада.

Вскоре учебное заведение становится двухкомплектным, и преподавателей понадобилось уже двое. Так в школу пришла на работу вторая учительница – Ольга Ивановна Лапшева – жена техника-строителя.

После Октябрьской революции, в 1917 году, школа преобразуется в четырехлетнюю 1-й ступени, а затем в среднюю неполную — семилетку. Этому способствовало открытие в поселке в д. №30 по Сызранской улице (ныне ул.Киевская) детского приемника: в те годы шла активная борьба с беспризорностью. В 1920 г. Вокруг поселка ведется большое жилищное строительство, увеличивается количество детей, и учащиеся теперь вынуждены заниматься в две смены. Вскоре школу переводят в более просторное здание бывшей строительной конторы Фон Мекка, использовавшееся до этого момента как дом отдыха для железнодорожников, которому теперь отводится новое место.

Прогулки по улицам прошлогоВ 1930 году в связи с 25-летием революционных событий на Казанской железной дороге, в лесу, близ нынешней станции Отдых, возводится здание дома отдыха для работников железнодорожного транспорта, получившего название «Дом отдыха им. 1905 года».

Но вернемся к истории школы. В 1927 году ее заведующим становится В.Ф.Туманов. До назначения в школу он был учителем Петровской школы и одновременно председателем сельского совета. Туманов много способствовал улучшению хозяйства школы и укреплению ее учебно-воспитательной работы. При нем учебное заведение получило два дома для расквартирования учителей.

В 1930 году в школе-семилетке начинают функционировать два «нулевых» класса для детей 6-7 лет. Руководство группами «нулевок» берут на себя учителя Е.М.Балуева и С.М.Грабовская, а возглавляет школу в то время Т.П.Сомова.

Вскоре по соседству с поселком рабочих «Горельники», начинается строительство двух больших корпусов для лесной школы ГПУ, а это опять-таки приводит к увеличению числа жителей поселка и соответственно притоку детей в Кратовскую школу.
В то время школа уже имела свое небольшое подсобное хозяйство: лошадь, несколько свиней, картофельное поле. Все это позволяло своими силами организовать питание школьников, особенно начальные классы.

Т.А.Мамонова, Яна Гарбузова

Фото из семейного архива Скворцовых и из архива Кратовской библиотеки, архива Кратовской библиотеки и из архива семьи Скворцовых, семейного архива Скворцовых, Перовых и из архива Кратовской библиотеки.

При подготовке использованы материалы из семейного архива Л.В.Недачиной

Источник газета Родник

 
Статья прочитана 1446 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Комментарии к записи "Прогулки по улицам прошлого"

Посмотреть последние комментарии
  1. Когда началась война, часть нашей семьи (мама, бабушка и мы (с сестрой , погодки 2-3 лет) переехала из Москвы в Кратово и оставалась там до конца 1945 года. Все детские воспоминания связаны с этим чудным местом. Вначале мы снимали дачу Шапориных, потом переехали Садовским. Самих владельцев, по малости лет,почти не помню, но что-то в памяти осталось: девочка по имени Инуся, в большой комнате нижнего этажа, по-видимому, книжный шкаф, из которого мы достаём и рассматриваем книгу на иностранном языке с картиной Россетти на обложке (теперь могу сказать, с портретом жены художника в виде ангела с закрытыми глазами), толстый литературный журнал 19 века — это уже в руках молодой женщины, хозяйки дома, приехавшей на лето — они живут на верхнем этаже. И еловый лес. Огромные ели. Зимнее безлюдье. Где- недалеко живёт женщина, у которой мы берём молоко, у неё дети: Колька и … имя девочки не помню. Больше никого во всём посёлке, только мы с сестрой, закутанные с головы до ног, бродим среди опустевших и занесенных снегом дач.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      8-905-544-87-22

Skype   aleksei52535

ICQ       525-111